Тел. +7 (495) 229-6754 |
||||||||||||||||||||||
Выпуск новостей 2008-08-03- Начинается консолидация сетей платежных терминалов |
||||||||||||||||||||||
Сети платежных терминалов активно развиваются и ведут географическую экспансию. Но ужесточение конкуренции за площадки привело к росту арендных ставок в несколько раз, что сказывается на рентабельности бизнеса и интересе предпринимателей к его развитию. Эксперты отмечают, что в ближайшее время малые игроки, скорее всего, начнут постепенно уходить с рынка — их место займут крупные сети, совокупный доход которых остается значительным. Эксперты Чтобы арендовать в крупном торговом центре, таком как «Космопорт», 1 кв. м под платежный терминал, придется платить около 15 тыс. руб. в месяц. На меньшую ставку новую компанию в ТЦ не пустят, и интересующее ее место займет кто-то другой. Под обычный магазин 1 кв. м в том же ТЦ будет стоить 0,9-2,5 тыс. руб. в месяц. Разница в размере арендной ставки в 5-6 раз — следствие конкуренции сетей платежных терминалов за проходные места. Активное развитие рынка в 2006-2007 гг. и приход новых игроков избаловали арендодателей, что привело к тому, что даже в небольших продуктовых магазинах Самарской области выставляют терминальным сетям счета за аренду в 4,5 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц. Причем дорожают площадки не только под новые терминалы, арендодатели пересматривают свои отношения и с текущими партнерами. «Ставки в целом неадекватные, особенно себя переоценивают маленькие магазины», — выражает недовольство директор самарского и тольяттинского филиалов сети «Точка оплаты» Павел Новиков. Рост аренды снижает рентабельность сетей платежных терминалов. Как отмечают эксперты, в этом году одна точка дает выручку в 6 тыс. руб. в день — это 120 транзакций в среднем по 50 руб. Комиссия с этой суммы, которую получает владелец терминала, варьируется в зависимости от обслуживающей его платежной системы и от ее отношений с операторами. В среднем, за вычетом доли платежной системы, комиссия составляет около 6%, из которых 5% платит конечный пользователь, а остальное — получатель платежей. Таким образом, в месяц «средний» терминал приносит владельцу порядка 10,5 тыс. руб., из которых 4,5 тыс. руб. «съедает» аренда. Список других расходов сети включает инкассацию, заработную плату персоналу (крупные региональные компании нанимают по 20 человек в штат), амортизацию, страховку и налоги. На развитие и выплаты владельцам остается все меньше. А поскольку незанятых точек, способных обеспечить 120-150 транзакций в день, в Самаре почти не осталось, сроки окупаемости платежных терминалов увеличиваются с 1-1,5 лет до 1,5-3 лет, отмечает коммерческий директор компании «Оранж» (владелец платежной системы «Одно.Касание») Виктор Курочкин. «Те, кто сейчас без оглядки покупает терминалы, в 80% случаев ошибаются. Лучшие точки поделены. Новым компаниям приходится подбирать, что осталось, а это, как правило, нерентабельно», — продолжает г-н Курочкин. Компания «Оранж», по его словам, уже сменила стратегию — отказалась от расширения собственной сети терминалов и теперь вкладывается в развитие только принадлежащей ей платежной системы, чтобы привлечь на обслуживание действующие сети других игроков. Собственные терминалы для «Оранжа» — теперь скорее полигон для тестирования новых версий «Одного.Касания». Повышение порога вхождения — не единственное негативное последствие ужесточившейся конкуренции. Как полагает директор по развитию сети терминалов «Платежная система Поволжья» Дмитрий Поцелуев, снижение рентабельности в перспективе приведет к тому, что владельцы небольших сетей будут выходить из бизнеса. Постоянные затраты у них почти такие же высокие, как и у крупных сетей, а доход ниже. Поэтому, считает г-н Поцелуев, когда в очередной раз придет время обновлять изношенное оборудование, владельцы небольших сетей отправят свои терминалы на свалку, а их место займут расширяющиеся крупные игроки. «Сейчас развитие собственной сети интересно, только если уже установлено 100-120 терминалов. Два года назад достаточно было 30-40 точек», — подытоживает он. Подтверждая эту тенденцию, Павел Новиков сообщил, что его компания уже купила в этом году 10 терминалов у владельцев, решивших свернуть свои сети. По мнению экспертов, уходить с рынка будут компании с высокими финансовыми и временными расходами. Собственников 1-2 терминалов, размещенных в принадлежащих им же магазинах или кафе, этот процесс, скорее всего, не затронет. Павел Новиков и Дмитрий Поцелуев сообщили, что намерены сдержать рост арендных ставок и повысить рентабельность бизнеса. Они ведут переговоры с другими крупными игроками о формировании на региональном рынке единой политики в отношении арендодателей. Чтобы обуздать аппетиты арендодателей, сети платежных терминалов должны ограничить свою конкуренцию за места и не перебивать предложения друг друга, ведь чем лучше работает аукционный принцип предоставления площадок для терминалов, тем дороже эти площадки обходятся сетям. «Мы стараемся выстроить общую для крупных компаний стратегию. Если не мы, то кто? С некоторыми игроками предварительные соглашения достигнуты, с другими говорить достаточно тяжело», — говорит Павел Новиков. По его словам, если между основными игроками будет достигнуто соглашение, они смогут повлиять на рынок в целом: например, снизить одновременно комиссии до нуля и подождать, пока не уйдут агрессивные компании. Или наоборот, при координированном взаимодействии крупных сетей станет возможно повысить комиссии до 7 или даже 10% от суммы платежа. В Москве это уже произошло, подытоживает эксперт. Дмитрий Поцелуев рассматривает возможность партнерства конкурентов для совместного продвижения идеи оплаты через терминалы. В Самаре в прошлом году оборот среднего терминала удвоился, отмечает г-н Поцелуев, но теперь будет расти только на 30% в год, так как население достаточно консервативно. По данным опроса, который проводили сотрудники «Платежной системы Поволжья», в Самаре возраст типичного потребителя — от 18 до 30 лет, в других городах — от 18 до 45 лет. «Взрослые представители среднего класса пользуются терминалами редко, так как не доверяют автоматам. Им нужен живой человек, у которого в любой момент можно спросить: «Где мои деньги?!» Поэтому компании должны укреплять доверие к терминалам, например, организовав новости на ТВ или отдельную передачу», — считает Дмитрий Поцелуев. В качестве примера он привел случай из собственной маркетинговой практики: «Платежная система Поволжья» нанимает промоутеров, которые стоят рядом с терминалами, например, в пунктах обслуживания ОАО «ВолгаТелеком», и убеждают посетителей из очереди к кассе ими воспользоваться. «Но если на молодежь промоутеры работают безотказно, пожилых бабушек, как правило, невозможно убедить. Лучше будут 3 часа стоять в очереди», — сетует г-н Поцелуев. Против объединения игроков есть и контраргументы. «Чисто теоретически договоренность будет ограничивать возможности для развития. Если я захочу поставить свой терминал в интересном месте, на которое уже претендует другой игрок, что же, нужно будет отказаться от такой возможности? Лучше платить большую аренду», — выразил мнение директор тольяттинской сети терминалов «Платежные системы и технологии» Олег Кабак. По его словам, для крупного ТЦ, например, формата тольяттинского «Парк Хауса», арендная ставка в 10-15 тыс. руб. в месяц приемлема. Оборот терминала в таком месте может достигать 30-40 тыс. руб. в день. «Договориться можно будет, когда на рынке останется 3-4 очень крупных игрока. Пример — операторы мобильной связи», — добавил г-н Кабак. Большинство опрошенных экспертов полагает, что число платежных терминалов в Самарской области будет расти быстрыми темпами еще около года, соответственно, столько же будет продолжаться и гонка арендных ставок. Олег Кабак: «А через год на каждой важной точке будет минимум по 3 терминала, и конкуренция станет очень жесткой». Сейчас в Самаре, Тольятти и близлежащих районах, по мнению владельцев сетей, размещено около 2 тыс. платежных терминалов самообслуживания. Директор регионального представительства платежной системы «ОСМП» Владимир Смерницкий оценивает число точек самообслуживания в 3 тыс. с учетом всех населенных пунктов в Самарской области: порядка 1,8 тыс. подключено к ОСМП и более 1 тыс. — ко всем остальным платежным системам. Почти все терминалы были установлены в последние 3 года, этот вид бизнеса начал развиваться в Самарской области в 2005 г. По мнению Дмитрия Поцелуева, региональный рынок сможет вместить еще около 1 тыс. терминалов. Руководители сетей платежных терминалов сообщают о достаточно амбициозных планах экспансии в Самарской области. Только опрошенные «ДК» игроки собираются поставить более 900 терминалов: в «Точке оплаты» намерены увеличить сеть с 400 до 1 тыс. терминалов, в «Платежной системе Поволжья» — с 400 до 600, в тольяттинском ООО «Платежные системы и технологии» — со 100 до 200 уже в следующем месяце. Кроме этих игроков, среди активно развивающихся компаний эксперты называют в Самаре «ЯРДД-Экспресс», «Мобилис» и региональное подразделение «Элекснет», в Тольятти — «Моментальные платежи». Свои сети платежных терминалов развивают и самарские банки, наибольших успехов достиг Волго-Камский банк, которому принадлежит около 170 терминалов под маркой «Наш город», кроме него, в этот процесс включились Волжский социальный банк и «Волга-Кредит» Банк. Новые терминалы будут ставить рядом с одним или двумя конкурентами в ТЦ либо в небольших продуктовых магазинах, где еще нет соперников, например, в районах и малых городах. Но уходить слишком далеко в «глубинку» игроки не будут — терминалы должны каждый день посещать инкассаторы и обслуживающий персонал. Из Самары каждый день ездить за 300 км дорого и неудобно, а найти сотрудников, которым можно доверить деньги, среди незнакомых людей в районах практически невозможно. Скорее всего, когда конкуренция в Самарской области слишком ужесточится, для географической экспансии местные компании будут создавать дочерние фирмы в соседних регионах на паях с локальными представителями. Кроме того, в Самарской области могут появиться уличные терминалы, установленные на остановках. Пока такие сети не развиваются из-за угрозы вандализма. Но ужесточающаяся конкуренция будет подталкивать предпринимателей к более рискованным вложениям. Одним из приоритетных направлений развития для «Точки оплаты» и Волго-Камского банка станет Тольятти, где, как отмечает Павел Новиков, плотность терминалов ниже, чем в Самаре. Другие игроки сомневаются в перспективности Автограда. Как объясняет Виктор Курочкин, в Тольятти еще в 90-е годы всем сотрудникам АвтоВАЗа и смежных предприятий, то есть подавляющему большинству экономически активного населения, стали начислять зарплату на банковские карты. К настоящему времени население привыкло к «пластику» и многие платежи, в том числе по мобильной связи и коммунальным услугам, совершает через банкоматы. Соответственно, оборот терминалов меньше. Дмитрий Поцелуев рассказал, что в прошлом году свернул сеть в Тольятти с 50 до 10 точек. «Сначала я увидел, что рентабельность подозрительно невысокая. Решил провести эксперимент: взял табуретку, сел в магазине, где было два банкомата, и стал наблюдать за посетителями. Большинство подходило к банкоматам. Стало ясно, что город не очень интересный». Когда плотность терминалов в Самарской области повысится, рынок продолжит расти за счет увеличения оборота каждого из терминалов. Стараясь приблизить этот момент, владельцы сетей терминалов и обслуживающие их платежные системы ведут переговоры с местными компаниями и вводят направления оплаты услуг. Например, система «Одно.Касание» заключила договор с авиакомпанией «КД авиа» по оплате забронированных через интернет авиабилетов. Виктор Курочкин сообщил, что у его компании есть разработки для оплаты билетов в кинотеатры, электронных проездных, недавно введенных администрацией Самары, для пополнения пластиковых карт. Проект «Волга-Кредит» Банка — сделать терминал или сеть с возможностью оплаты штрафов ГИБДД. Однако основной рост, по мнению экспертов, в ближайшее время пойдет за счет оплаты коммунальных услуг и погашения взносов по кредитам региональных банков. Для большинства сетей эти возможности сейчас недоступны, так как самарские получатели платежей за коммунальные услуги разрознены (плата за газ, электричество, вывоз мусора и т. д. осуществляется в разные организации), и у получателей нет технической возможности для сотрудничества с платежными системами. Затраты на автоматизированные средства учета абонентов (биллинговые системы) слишком велики, чтобы муниципалитет мог их профинансировать в ближайшее время, отмечает Дмитрий Поцелуев. Что касается оплаты банковских кредитов через терминалы — она была заморожена законодательно в прошлом ноябре. В этой ситуации выигрывают банки, у которых есть собственные сети терминалов: они получают платежи через терминалы, а проводят их обычным способом — по расчетному счету получателя без заключения прямых договоров. На терминалах Волго-Камского банка уже введена возможность оплаты и коммунальных услуг, и штрафов ГИБДД, и охранных услуг, и даже обучения. Однако, по словам начальника отдела электронных платежных систем Волго-Камского банка Сергея Ковалева, оплата мобильной связи и доступа в интернет все еще составляет более 90% от числа платежей. К новым направлениям потребители еще не привыкли. Впрочем, эксперты уверены, что привыкание населения — всего лишь вопрос времени. Платежи через терминалы — это быстро и удобно. В свою очередь, платежные системы вводят услуги по приему коммунальных платежей через агентские партнерства с банками. А система «ОСМП», по словам Владимира Смерницкого, сейчас работает над организацией компании-консолидатора, посредника, который упростит работу с разрозненными региональными получателями платежей.
Источник выпуска kiosks.ru
|
||||||||||||||||||||||