ОБЪЕДИНЕНАЯ СЕТЬ ПЛАТЕЖНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
Тел. +7 (495) 229-6754
 
 

Информация

Первый шаг

Как действуют платежные терминалы

Деньги на бочку

 

«Статья "Как действуют платежные терминалы" публикуется с разрешения редакции журнала «Mobi». Автор  Букин Максим».

 

 
Новости
Перечень операторов
Периферия
Информация
Программа
личный кабинет
вопросы и ответы

 

Тема: Прием платежей, терминалы, Webmoney, платежный терминал

 
(48kb)

Прием платежей — это вечный бизнес. Оборот специальных платежных систем, которые обеспечивают пополнение счетов у всех операторов связи, увеличивается с каждым годом. Если раньше этим занимались живые люди, то последние несколько лет подряд кассиров заменяют автоматическими платежными терминалами. И делают это весьма успешно.

Типология железных тумб

Все электронные платежные автоматы можно разделить на две большие группы — с сенсорным экраном и, образно говоря, кнопочные. Первые — более современны и позволяют проводить платежи по потребительским кредитам. Основное отличие таких устройств — огромный 17-дюймовый монитор, с помощью которого можно указывать не только цифры для, скажем, номера сотового телефона или квитанции «Ростелекома», но и буквы русского алфавита. А это позволяет заполнять различные типы платежных документов. Не исключено, что со временем терминалы с сенсорным экраном из чисто платежных превратятся в полноценные интернет-киоски. К тому же автоматы вандалоустойчивы — разбить дисплей, как это временами пытаются сделать некоторые несознательные граждане, не получится. Если терминалы размещаются на улице или в слабо охраняемых местах, монитор прикрывают специальным бронированным стеклом, которое выдержит удар тяжелым тупым предметом или ногой. Но, несмотря на это, такое стекло чувствительно к прикосновению пальца и может выдержать несколько миллионов нажатий в одну точку без потери качества передачи управляющего сигнала.

(46kb)

Вторая категория платежных терминалов обладает совсем небольшим дисплеем и двумя наборами кнопок — 8 или 10 штук по бокам и полноразмерная цифровая клавиатура. Десяток кнопок для цифр в четыре ряда, две кнопки для управляющих символов и четыре с командами типа «Ввод» или «Отмена». По виду и функциональности такие кнопочные тумбы напоминают банкоматы, однако этот тип устройств специализируется только на приеме платежей, в реквизитах которых можно обойтись цифрами — мобильные телефоны, договоры у интернет-провайдеров, счета «за межгород», квитанции ЕИРЦ в Москве, пополнение счетов Webmoney и Яндекс.Деньги. Подобные тумбы в антивандальном исполнении все чаще можно встретить в крупных городах — это не самая плохая альтернатива пунктам оплаты в торговых сетях различного профиля, так как работают они круглосуточно и без выходных. Кстати, через подобные терминалы (к примеру, «Элекснет») можно пополнять счета своих пластиковых карт Visa. Это особенно удобно, тем более что автомату не надо предъявлять документ, удостоверяющий личность, — достаточно помнить 14-значный номер дебитной карточки. Правда, скорость зачисления таких платежей оставляет желать лучшего. Дело в том, что большинство банков-эмитентов получают данные о таких платежах не в режиме реального времени, а раз в день, да и шлюзы между базами платежных систем и банковскими базами клиентов несовершенны. Все платежи, в зависимости от каждого банка, разносятся на счета «руками», отсюда и значимое увеличение реальных сроков — от семи до десяти дней. Возможно, после инвестиций в ПО и инфраструктуру ситуация и переменится в лучшую сторону, что, скорее всего, произойдет в течение ближайшего года.

(48kb)
(38kb)

Одна из интересных новинок последнего времени, которую можно считать гибридным аппаратом, сочетает в себе платежный терминал и устройство по продаже контента. Не секрет, что такие аппараты существуют исключительно за счет комиссии. При обороте в 0,8-1,5 млн рублей на один терминал в месяц доход составляет примерно 45 тыс. руб., прибыль — в половину меньше. Вполне понятно желание владельцев ускорить сроки окупаемости аппаратов за счет продажи рингтонов, картинок и игр для мобильных телефонов. Сейчас на это требуется в среднем 1,5-2 года при минимальной стоимости терминала в 120 тыс. рублей. Устроить это, с технической точки зрения, несложно — достаточно чуть-чуть модифицировать корпус и установить к уже существующему оборудованию приставку, которая сможет отправить пользователю контент по инфракрасному порту, через Bluetooth или закачать через кабель. Альтернативный вариант — пользователь указывает свой номер телефона, на него вышлют WAP-ссылку, по которой он сможет закачать оплаченный медиа-элемент. Стоимость такой услуги — порядка 20 рублей (для сравнения — у любого контент-провайдера минимум 27 рублей за картинку и мелодию, порядка 100-120 рублей за игру), SMS отправляется бесплатно, а вот за загрузку элемента по сотовой сети придется заплатить отдельно — примерно 3 рубля за каждые 10 Кб (без налогов). Развеем сомнения — автоматы «Евросети» гибридными не являются, здесь оплата происходит по картам оплаты и никаких денег сам аппарат не берет.

При этом внутреннее наполнение таких терминалов во многом схоже. Как и любое типовое электронное устройство, все они состоят из однообразных блоков для унификации и простоты замены. Во-первых, высокая вандалоустойчивость — железный корпус, для купюр предусмотрен сейф с сиреной, кодовым замком и дополнительным замком для ключа, который просто так не вытащить из терминала и не открыть кувалдой или резаком. У автомата есть GSM-сигнализация, которая посылает на пульт платежной системы сигнал тревоги, если автомат выключают из сети, резко двигают или пытаются открыть. Во-вторых, происходит удаленный подсчет средств, которые внесли пользователи в каждую «железную тумбу» — диспетчер всегда знает, где сейфы почти «забиты до отказа», а где еще есть место и сегодня-завтра инкассация еще не нужна.

(43kb)

Рынок платежей

Количество платежных автоматов растет бурными темпами — если в середине 2005 г. в России было порядка 2900 всевозможных терминалов, то к началу 2006 г. количество «пожирателей денег» составляло порядка 9100 штук. Как отмечает Ирина Стрижова, руководитель аналитического проекта Kiosks.ru, пока лидирует «Объединенная система приема платежей» — компания более чем с 6600 терминалами, 10% которых сосредоточены в столице. Второе место занимает «Элекснет» — у этой компании порядка 900 терминалов в Москве и более 100 в Санкт-Петербурге. Третье место у сети терминалов «Квартплата.ру» — более 500 по стране. Далее идет компания «Парнет» с 400 комбинированными торговыми автоматами — они продают карточки экспресс-оплаты и дают возможность проводить платежи в режиме реального времени. Замыкает первую пятерку E-Transfer — 126 аппаратов по России.

Платежные терминалы — бизнес довольно выгодный, поскольку сами аппараты требуют только периодического техосмотра, могут работать без перерывов и отлучек на обед и им не надо платить зарплату. Правда, в первое время, особенно в регионах, целесообразно ставить рядом с каждым терминалом технического консультанта, который помогал бы пользователям освоить правильную процедуру оплаты через «железные ящики». Это помогло бы «раскрутке» торгового места и увеличило бы узнаваемость бренда. Тем более что для увеличения количества пользователей владельцу терминала не надо прилагать особенных усилий — это сделают операторы связи, постоянно увеличивая количество своих клиентов. Рост оборотов операторов приводит к росту оборотов платежей через платежные терминалы, что увеличивает доходы владельца.

(49kb)

Процесс оплаты

Электронные киоски — это очень просто. Конечно, они совершенно не похожи на обычные палатки, в которых продают газеты, напитки и тому подобные товары. Любой автомат по приему платежей, по сути, конечно же, простая «железка» с весьма ограниченными возможностями. Это и хорошо: программы управления строятся по принципу «ничего лишнего» — пользователь просто выбирает из каталога нужного оператора, вводит персональные данные (номер телефона или договора) и добавляет в купюроприемник необходимую сумму. На этом все — человек получает свой чек, а платеж проводится автоматически.

Запутаться здесь достаточно сложно — меню на русском языке, варианты действий очевидны — они указываются на боковых кнопках лицевой панели автомата, прямо рядом с мониторами. Если автомат более «продвинут», то у него есть сенсорный дисплей. В этом случае для совершения платежа достаточно легкого прикосновения к экрану. Только при оплате внимательно проверяйте сочетание цифр в номере телефона или квитанции — временами глаз замыливается и очевидные ошибки заметны только после второго-третьего просмотра. Если есть ошибки, то можно скорректировать номер — для этого надо нажать клавишу, которая расположена рядом с пунктом меню «Назад». Если все хорошо — значит, следует жать на клавишу рядом с пунктом меню «Далее».

(38kb)

Стоит помнить, что поскольку в купюроприемнике может скапливаться до 1500 бумажек, многие автоматы не принимают 5-рублевые купюры и монеты — их просто невыгодно инкассировать. Непременно попросите распечатать квитанцию и возьмите ее с собой — если при наборе номера была допущена ошибка, есть шанс вернуть свои деньги. Необходимо позвонить по телефону службы поддержки и уточнить номер факса, по которому следует направить заявление (написать аккуратно от руки), где нужно указать свои паспортные данные и номер телефона, баланс которого был ошибочно пополнен, а также просьбу перечислить эти деньги на другой лицевой счет. Приложите копию чека и укажите свой контактный телефон — деньги перезачислят в течение нескольких дней. Правда, это не касается интернет-валют — здесь если уж перевели, то перевели, никаких возвратов по ошибкам, будьте внимательны. Ну а если произошел сбой, не выдали чек, а деньги не зачислили или на экране происходит нечто загадочное, то стоит позвонить по написанному на аппарате телефону — оперативно явится ремонтник и ваши деньги вернут или зачислят на счет. Поскольку автоматы не оборудованы встроенными видеокамерами, не забудьте сказать оператору свою фамилию и номер телефона, а также назвать сумму, проглоченную «железным ящиком».

 
 
 

 

Rambler's Top100